Информация
по профилактике подростковой агрессивности
по материалам выступления среди родителей
учащихся 5- 8, 9- 11 классов
Агрессия или подростковая агрессивность.
Работая школьным психологом, постоянно встречаешься с различными трудностями, возникающими на том или ином возрастном периоде. Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Сегодняшние подростки вступают в мир, более жестокий по отношению к ним, чем поколение, к которому принадлежат их родители. Трудности, с которыми мы сталкиваемся, например, часто становятся просто неразрешимыми - в проблемах взаимоотношений с противоположным полом, с ровесниками, родителями, с самим собой. Развитие в подростковом возрасте идет быстрыми темпами. И, пожалуй, главная особенность подростка- личностная нестабильность.
Подростковый возраст-период,
когда растущий человек делает свои
первые шаги из детства, где его шаги
контролировали родители, во взрослую
жизнь, требующую принятия собственных
решений. Это целая эпоха в жизни человека,
период колоссальных изменений в
физиологии, психологии, в социальном
статусе, в формах поведения. В
психологической литературе подростковый
возраст определяется как кризисный,
трудный, переходный. Подросток сталкивается
с неведомыми противоречиями во
взаимоотношениях между людьми, в которых
он теряется, обнаруживает в себе чувства
и побуждения, перед которыми он беззащитен.
Подросток хрупок и силен, уязвим и
опасен, он равно доступен и добру и злу.
Он легко и доверчиво привязывается, но
может внезапно оборвать самые, казалось
бы, прочные связи. Он нуждается в любви,
но берет гораздо больше, чем отдает.
Характерной
чертой этого возраста является
любознательность, пытливость ума,
стремление к познанию и информации,
подросток стремится овладеть как можно
большим количеством знаний, но не обращая
порой внимания, что знания надо
систематизировать. Стенли Холл назвал
подростковый период периодом «Бури и
натиска». Так как в этот период в личности
подростка сосуществуют прямо
противоположные потребности и черты.
Сегодня девочка-подросток скромно сидит
со своими родственниками и рассуждает
о добродетели. А уже завтра, изобразив
на лице боевую раскраску и проколов ухо
десятком сережек, пойдёт на ночную
дискотеку, заявив, что «в жизни надо
испытать все». А ведь ничего особенного
(с точки зрения ребенка) не произошло:
она просто изменила мнение. Как
правило, подростки направляют умственную
деятельность на ту сферу, которая больше
всего их увлекает. Однако интересы
неустойчивы.
Тема
агрессии, а тем более подростковой
агрессии, изучено
довольно таки плохо, но это не потому
что агрессивное
поведение подростков не
желают изучать, а потому что данная тема
настолько обширна и многогранна, что
систематизировать и проанализировать
все факты связанные с агрессией,
однозначно никто не смог (в связи с этим
существует множество определений
подростковой агрессивности
от разных авторов).
Я
попробуем вкратце раскрыть основные
причины и типы агрессии в подростковом
возрасте, а так же меры минимизации
ущерба от неё.
Агрессия
в подростковом возрасте (10-16 лет)
проявляется прежде всего в агрессивном
поведении в школе, на улице, дома в
отношении рядом находящихся людей.
Это могут быть как физически агрессивное
поведение,
так и вербальное выражение агрессивности
(грубые слова), в меньшей степени агрессия
выражена в отношении к неодушевленным
предметам, но всё же, если присмотреться
она существует, и самая скрытая форма
агрессии – аутоагрессия – это агрессия
против себя, самая опасная из подростковых
агрессий,
именно из за нее в будущем возникает
огромное количество психологических
проблем.
Проблемы
агрессивности в подростковом возрасте
связанны изначально с двумя основными
факторами, это период
полового созревания
и фактор перехода
от детства к взрослой жизни
и в связи с откровенно говоря неготовностью
вчерашних детей к самостоятельной
жизни, с будущей неизвестностью,
проблемами, ответственностью, этот
переход сопровождается психоэмоциональными
сдвигами, очень часто выражающимися в
агрессии
у подростков.
Так
же второстепенное, но всё же очень
существенное, влияние
на подростков оказывают их отношения
в семье (в основном прошлые периоды
отношений), отношения в школе, в компании,
и средства массовой информации.
На
фактор полового созревания мы повлиять
не сможем никак, так
что придётся принять его как есть,
помните "избежать
проявления подростковой агрессии в
период полового созревания нельзя,
но можно и нужно постараться минимизировать
последствия сейчас, при этом постараться
добиться этой минимизации без последствия
в будущем”, иными словами бороться с
агрессией у подростков нельзя однозначно,
это приводит к тому что он замыкается
и начинает агрессию против себя и в
дальнейшем приводит к взрослению крайне
агрессивных личностей.
Второй
фактор – это взросление,
не готового к взрослой жизни подростка
выраженных в крайне противоречивых
пониманиях, с одной стороны он хочет
самостоятельности, с другой он крайне
боится её, не готов к ней, из за этого в
его мозгу возникает огромное количество
противоречий, разобраться в которых не
в состоянии не только он, но даже
профессиональные психологи не могут
выяснить все тонкости процесса. В этот
момент главное не отдалится от подростка,
терпеть, терпеть и ещё раз терпеть,
попытаться понять, посочувствовать,
успокоить, попробовать разговаривать
с ним на равных, как с взрослым, в том
числе о серьёзных вещах.
Часть
психологов считает, что подростковую
агрессивность можно подавить так же
как детскую, однако тут есть ряд подводных
камней, в частности
в детстве круг общения ограничивался
практически только родителями, которые
могли корректировать агрессию, у
подростка круг общения гораздо шире,
это в первую очередь сверстники, с
которыми он может общаться на равных,
чего обычно в его семье нет! А в связи с
тем что практически у всех подростков,
по их мнению, дома далеко всё не правильно,
они сбившись с кучу, путем совместного
анализа ситуаций приходят к выводам,
что старые методы (методы родителей
подростков) жизни далеки от идеальных,
от нового веянья тенденции (отсюда
проблема отцов и детей), что здесь,
в компании сверстников, его считают
отдельной, самостоятельной, уникальной
личностью и с его мнением считаются,
дома
же его считают неразумным малышом и ни
капли не считаются с его мнением.
Подумайте сами, вызвало ли бы у Вас такое
отношение к Вам со стороны окружающих
агрессию. Думаю, вызвало, вот так и у
подростков агрессию вызывает такое
отношение, так как кроме агрессии, в
силу психоэмоционального возраста,
справится с данной ситуацией он не знает
как, он выбирает метод борьбы за место
в жизни подростковую агрессию.
Родители
пример для агрессивности подростков.
Думаю не надо удивляться, если подросток
проявляет агрессию в семье, где постоянно,
на его глазах, происходят акты взрослой
агрессии друг к другу. Родители, даже в
момент взросления подростка, являются
примером для подражания. Если
родители позволяют себе подобное
агрессивное поведение, то более 90% что
в будущей семье ребёнка будет так же,
даже если родители стараются не выражать
агрессию при подростке, он её всё равно
хорошо чувствует. Возможно даже подросток
в данных семьях очень тихий и забитый,
но в последствии он
станет жестоким агрессивным тираном.
Родители, наберитесь мужества, и сходите
к психологу. Именно совместные мероприятия
помогут в трудных, порой кажущимися
неразрешимыми, ситуациях.
Так же
существует огромное количество так
называемых мини факторов, влияющих на
агрессивное поведение подростков.
Мини факторы – это факторы оказывающие
минимальные влияние для агрессии, но
учитывая их огромное количество, степень
их влияния сильно увеличивается. И так
мини факторы влияющие на агрессию.
Агрессия
в обществе – думаю
не надо рассказывать, как она влияет на
подростков.
Агрессия
в средствах массовой информации
– то количество агрессии и аморального
поведения, которое у нас очень активно
тиражируется в СМИ, особенно на
телевиденье, поражает своим количеством
не только Российских психологов, но и
независимых международных специалистов.
Как Вы думаете, если подросток,
с неокрепшей психикой, целый день
смотреть передачи про убийства, суды,
алкоголь, про аморальное поведение в
реалии шоу, то выйдя на улицу он будет
действовать очень высоко морально, как
его деды и прадеды или как его "научил”
телевизор. Кстати, сейчас в мире ценность
семейной жизни падает, так как дети
насмотревшихся романтических фильмов
и сериалов, считают, что любовь должна
быть или вот такой романтичной и красивой,
или никакой. В большинстве случаев
получается никакой.
Как было сказано выше, ведущей
деятельностью в этом возрасте является
коммуникативная. Общаясь, в первую
очередь, со своими сверстниками, подросток
получает необходимые знания о жизни.
Очень важным для подростка является
мнение окружающих его товарищей. Будьте
ближе к своему ребенку. Чем более
качественными будут ваши взаимоотношения
и общение с вашими детьми, их друзьями,
родителями друзей, учителями, психологами,
тем эффективней и результативней
окажется сам процесс воспитания. Во
взаимоотношениях вы выступаете -
ведущими, а ваши дети- ведомыми. Подросток
нуждается в диалоге со взрослым. Подростку
необходимо чувствовать, что у него есть
кто-то, кто откроет ему новые горизонты,
кто бы мог быть требовательным и понимать
его сомнения.
Не забывайте о
дисциплине, о правильной организации
режима дня. Мы родители должны всегда
знать, где и с кем находится наш ребенок.
Посвятите вечернее время, как бы вы не
устали ребенку, чтобы ему хотелось быть
вечерами дома в кругу близких людей,
чем прогуливаться по темным дворам в
позднее время.
Исходя из практики, хотелось бы
дать некоторые советы для родителей.
Сделайте жизнь ребенка интересной
и разнообразной
Учите
ребенка искусству общения. Подскажите,
как ему вести себя в сложных ситуациях,
возникающих в компании сверстников,
помогите найти ему интересных и верных
друзей
Научите
ребенка получать удовольствие от
собственных усилий, помогите найти
«свою» сферу деятельности, «свое»
увлечение.
4. Укрепляйте в
ребенке уверенность в собственных
силах. Не забывайте отмечать его успехи
и достижения. Поддерживайте его стремления
стать лучше, умнее, сильнее.